МКОУ СОШ №5 г.Киренска
г.Киренск, Киренский район, Иркутская обл.
  • Детям с ограниченными возможностями здоровья

    Информация для родителей по оказанию образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья в школе

    Обычно дети с ОВЗ перед поступлением в первый класс проходят ПМПК. При этом по рекомендации комиссии ребёнок, имеющий проблемы со здоровьем, может пойти в школу не с 6,5–7, а с 8 лет. 

    Психолого-медико-педагогическая комиссия в зависимости от тяжести нарушения здоровья ребёнка предлагает ему обучение по одному из четырёх вариантов:

    • первый (цензовый) — если ребёнок близок к возрастной норме и способен усваивать обычную школьную программу в срок;
    • второй (цензовый) — если ребёнок может усвоить программу, но ему нужно на это больше времени; 
    • третий (не цензовый) — ребёнок может учиться, но не сможет усвоить весь материал даже за больший срок;
    • четвёртый — у ребёнка индивидуальный уровень конечных результатов, обычно это дети с тяжёлой умственной отсталостью или множественными нарушениями, которые учатся по СИПР.

    Заключение ПМПК действует до конца четвёртого класса. После окончания начальной школы ребёнок снова проходит комиссию. Здесь возможны три варианта развития событий:

    • диагноз снимают, и школьник переходит в класс нормы;
    • диагноз продляют;
    • диагноз меняют на другой в зависимости от новых показателей.

    Если  ученик с ОВЗ успешно освоил программу и прошёл итоговую аттестацию, он получает обычный аттестат.

    Зачисление на обучение по адаптированной общеобразовательной программе происходит на основании заключения ПМПК и заявления родителей.

    Изображения.

    Адаптивные программы дополнительного образования, секции и кружки

    Свяжитесь с нами через форму обратной связи

    Меры поддержки

    Информация для родителей по оказанию образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья в школе

    Методические рекомендации для родителей детей с ОВЗ В нашем обществе ребенку с ОВЗ трудно войти в социум, а социуму трудно его принять. Включение семьи в поле взаимодействия с социумом – основной стабилизационный фактор. Если ребенок с ОВЗ обучается в школе, семья взаимодействует с:  педагогами;  социальными работниками;  психологом;  другими специалистами, а также, детским коллективом, хотя бы в небольшой степени. Однако существует много детей, находящихся на домашнем обучении. Родители детей с ОВЗ сталкиваются с рядом проблем:  изолированность родителей от родительской общественности;  отсутствие контакта ребенка со сверстниками;  страх, опасение того, что отношения ребенка со сверстниками не сложатся;  отсутствие объективной картины учебного процесса в школе;  нахождение родителей «наедине» с проблемами своего ребенка. Развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья невозможно без наличия широких сознательных контактов, постоянного общения с различными людьми. Родители часто стараются оградить круг общения ребенка, опасаясь, что его отношения с обычными детьми не сложатся, что его будут обижать, что у него не получится найти общий язык. В будущем это может стать причиной, развития у него депрессивного состояния, так как окружающие его не понимают, избегают, а он не умеет и не знает, каким образом можно установить контакт, построить дружеские отношения. Для решения проблем описанных выше в Российской Федерации существует Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года, вступивший в силу с 1 сентября 2013 года, он определяет принципы государственной политики в области образования. В соответствии с данным федеральным законом организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья содержит в себе пункты, которые являются основными для социализации детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении: (статья 79): 1. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. 4. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Статья 13 Общие требования к реализации образовательных программ: 1. Образовательные программы реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации. 2. При реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение. В условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов специалистам образовательной организации необходимо, в первую очередь, информировать родителей детей с ОВЗ о возможностях, которые предоставляются при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ. Определение варианта АООП НОО для обучающегося с ОВЗ осуществляется на основе рекомендаций ПМПК, сформулированных по результатам его комплексного психолого-медико-педагогического обследования, в случае наличия у обучающегося инвалидности - с учетом ИПР и мнения родителей (законных представителей). Вариант 1 ФГОС НОО ОВЗ может быть организовано по основной образовательной программе, при необходимости - в соответствии с индивидуальным учебным планом. Вариант 2 обучение по АООП с изменениями в содержательном и организационном разделах (программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области и курсов внеурочной деятельности, реализующиеся на основе учебных планов (УП)), что предполагает дополнительные условия в общеобразовательном классе. Вариант 3 для образования обучающихся с ОВЗ с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). На основе данного варианта создается АООП НОО, которая при необходимости индивидуализируется (специальная индивидуальная программа развития) Вариант 4 ФГОС НОО ОВЗ означает необходимость получения образования по специальной индивидуальной программе развития. В обучении детей, страдающих заторможенностью развития процессов психики, следует основываться на задачах, поставленных требованиями программы обучения общеобразовательной школой, а также учитывать ряд специфических задач и коррекционную направленность, вытекающую из особенностей психофизиологических характеристик школьников указанной категории. Поэтому помимо образовательного процесса в общеобразовательном учреждении, необходимо для учителя вести тесный контакт с родителем. В.А. Сухомлинский писал: «Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье». Основные направления сопровождения родителей можно считать:  Консультирование родителей по созданию условий, обеспечивающих успешную адаптацию детей в школе, посвященное психологическим особенностям того или иного вида деятельности. Оно может проводиться как в традиционной форме – групповые и индивидуальные консультации, лекции, семинары,- так и в достаточно новых для системы сопровождения формах совместных семинаров-тренингов по развитию навыков общения, сотрудничества, разрешения конфликтов, в которых принимают участие как родители, так и дети.  Профилактическая работа с родителями с целью обеспечения родителей знаниями и навыками, способствующими развитию эффективного, развивающего поведения в семье в процессе взаимодействия с детьми. В результате их проведения становится возможным формирование групп лидеров из родителей, в дальнейшем активно участвующих в профилактической деятельности.  Проведение бесед, лекций, возможность давать рекомендации родителям для успешного воспитания детей учитывая возрастные особенности. На основе проведенных мероприятий по сопровождению родителей, наблюдений и рекомендаций педагогов, родитель может вести коррекционную работу в познавательной деятельности ребенка самостоятельно. Такими мероприятиями (упражнениями) могут быть: Рекомендации для родителей. Упражнения для развития познавательных процессов у детей с ОВЗ дома Формируемый параметр Способы формирования Развитие зрительного восприятия 1) Научить очень быстро (за доли секунды) узнавать показанные предметы или картинки. 2) Научить узнавать предметы, изображенные контуром, наложенные друг на друга, сдвинутые, разложенные на части, заштрихованные. 4) Выделять в предмете существенные детали, части. 5) Синтезировать картинку из 5-ти неравных частей. 6) Формировать операции зрительного контроля (найти 2 одинаковые картинки, найти сходство и различие в двух орнаментах), дорисовать предмет Развитие тактильного восприятия Из «чудесного мешочка» достать все гладкие предметы, все плоские, все шероховатые. Достать пару. Узнать предметы Развитие слухового восприятия 1) Узнавать неречевые звуки, направление шума в пространстве: сзади, справа, слева (где смяли лист бумаги: над столом или под столом? В какой момент солдатик пойдет не по столу, а по линейке?) 2) Развивать восприятие ритма (слушать изолированные удары, к каждому удару подобрать соответствующую карточку; узнавать серию акцентированных ударов сильный, слабый). 3) воспроизвести ритмы Развитие восприятия пространства 1) Упражнять в различении правой и левой сторон на своем теле, на теле другого человека. 2) Ориентироваться в окружающем пространстве и на листе бумаги. 3) Учить понимать предлоги места и направления. 4) Развивать восприятие времени: называть и определять части суток, дни недели и времена года. 5) Развивать умение узнавать на картинках, называть признаки времен года, уметь изобразить их на рисунке Развитие внимания 1) Перечислять и описывать предметы, ряд которых предъявляется для восприятия на 10–20 сек. 2) Корректурные задания. 3) «Лабиринты». 4) Подвижные игры на переключение внимания Развитие памяти 1) Запоминать ряд предметов. 2) Запоминать ряд несвязанных между собой слов. 3) Учить описывать по памяти иллюстрации. 4) Учить запоминать порядок расположения картинок в ряду. 5) Учить выполнять многоступенчатую инструкцию: «Сначала положи кубики на полку, потом возьми цветные карандаши и нарисуй домик». 6) Учить составлять по плану рассказы и пересказы по картине. 7) Изменять план рассказа и пересказа. 8) Учить рисовать слова с помощью пиктограмм и вспоминать через 20–30 минут. 9) Учить приему установления смысловых связей между словами Развитие конструирования 1) Учить строить по образцу. 2) Учить строить по графическому рисунку. 3) Учить зарисовать постройку Развитие у ребенка умения удерживать инструкции 1) Подбирать доступные задания для ребенка. 2) Дать развернутый речевой план инструкции по выполнению данного задания. 3) Повторить инструкцию и проследить, чтобы ребенок начал ее выполнять. 4) По возможности исключить влияние посторонних раздражителей Развитие понимания скрытого смысла 1) Коллективно проводить разбор картин со скрытым смыслом. 2) Шире использовать загадки, потешки на уроках и дома. 3) Учить понимать серию картинок, связанных единым сюжетом. 4) Придумывать начало и конец рассказа по серии сюжетных картинок Развитие обобщения 1) процесс обобщения производить на наглядном материале с помощью взрослого. 2) осуществлять комплексное воздействие на процессы обобщения, сравнения. Учить видеть признаки, объединяющие те или иные явления, предметы, события. 3) осуществлять постепенное наращивание сложности заданий. 4) Группировать (обобщать) по разным признакам: цвету, величине, форме и т.д.; предметная классификация. 5) Исключать лишний предмет, пользуясь при объяснении выбора обобщающими понятиями Развитие мелкой моторики 1) Выполнять пальчиковую гимнастику; работать со шнуровкой. 2) Учить штриховать в заданном направлении, с заданным расстоянием между штрихами. 3) Учить обводить, раскрашивать, работать ножницами, клеем и т. д. 4) Копировать графические образцы (фигуры, узоры). 5)Выкладывать фигуры из палочек, бумажных полосок, фасоли, зерен. 6) Работать с мозаикой Развитие воображения 1) Придумывать необычные способы применения предметов. 2) Дорисовывать геометрические формы до какого-либо изображения. 3) Придумать несколько вариантов окончания сказки, рассказа. 4) Игры с тенью от предметов и пальцев рук Работа по формированию не должна быть связана только с учебной деятельностью, также помощь родителей должна заключаться в психологической помощи ребенку, через воспитательные мероприятия. Важно для родителя знать особенности своего ребенка, уметь организовать досуг, помочь адаптироваться в этом сложном мире, научиться воспринимать ребенка с ограниченными возможностями здоровья, как ребенка со скрытыми возможностями. Рекомендации родителям по воспитанию детей с ОВЗ и особыми образовательными потребностями 1. Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все. 2. Дарите ребёнку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются. 3. Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя «жертвой», отказываясь от своей личной жизни. 4. Следите за своей внешностью и поведением. Ребёнок должен гордиться вами. 5. Не бойтесь отказать ребёнку в чем-либо, если считаете его требования чрезмерными. 6. Не сравнивайте своего ребёнка с чужими детьми, сравнивайте успехи ребёнка сегодня со вчерашними. 7. Всегда помните, что развитие вашего ребёнка может отличаться от развития других детей, но это не делает его менее ценным, менее важным и менее нуждающимся в вашей любви и заботе. 8. Любите вашего ребёнка и чаще показывайте ему это. Не бойтесь проявлять чувства. Многие родители, особенно отцы, подавляют свои эмоции, так как считают, что показывать свои страдания — это проявление слабости. Но проявление чувств ничуть не уменьшает силы духа. 9. Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни радио не заменят вас. 10.Не ограничивайте ребёнка в общении со сверстниками. Не отказывайтесь от встречи с друзьями, приглашайте их в гости. 11.Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов. Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную. Общайтесь с семьями, где есть дети-инвалиды. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой. 12.Не изводите себя упрёками. В том, что у вас больной ребёнок, вы не виноваты! Помните, что когда-нибудь ребёнок повзрослеет и ему придётся жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите с ребенком о ней. 13.И всегда помните о том, что рано или поздно Ваши усилия, стойкое терпение и непомерный труд в воспитании ребенка с ОВЗ будут обязательно вознаграждены! ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Родителям детей с ОВЗ Какую помощь могут оказать родители, если в семье ребенок с ОВЗ? Не следует на ребенка смотреть как на маленького, беспомощного. Не рекомендуется постоянно опекать, например, собирать ему в школу портфель, контролировать каждое действие ребенка при выполнении домашних заданий. Не подчиняйте всю жизнь в семье ребенку: за него делать все, включая и то, что без особого труда смог бы сделать он сам. Такая гиперопека детям очень вредна. Именно в простых видах деятельностях, элементарных навыках самообслуживания и самоконтроля развиваются такие качества, как уверенность в себе, чувство ответственности, самостоятельность. Конечно, контроль необходим, но его необходимо организовывать не "над", а "рядом". Не предъявлять завышенные требования к ребенку. Перегрузка, особенно интеллектуальная, влечет за собой не только снижение работоспособности, заторможенности в понимании ситуации, но может проявиться агрессия, срывы в поведении, резкие перепады настроения. Завышенные требования приводят к тому, что, берясь за непосильное для себя дело, ребенок не может его выполнить, начинает нервничать, теряет веру в свои силы. Для того, чтобы сохранить работоспособность такого ребенка, не нанесите учебной нагрузкой дополнительного вреда его здоровью, внимательно отнеситесь к организации его труда и отдыха. Психологи и врачи утверждают, что перерывы во время выполнения домашнего задания крайне необходимы. Самооценка ребенка во многом зависит от оценки окружающих его людей. Важно, что бы ребенок верил в свои силы, испытывал состояние комфорта, защищенности, позитивного мировосприятия и интереса. Для формирования этой стороны психики ребенка с ОВЗ очень большое значение имеет общение. Например, задайте своему ребенку вопросы о том, что он нового узнал на уроках. Есть вопрос – есть работа мысли. Есть мысль – активизируется память. Познавательная активность, стремление к умственному труду формируются сначала на легком, доступном ребенку и в то же время интересном материале. Заинтересованность и успех не только пробуждают в ребенке веру в свои силы, снимают напряженность, но и способствуют поддержанию активного, комфортного состояния. Нуждается ли ребенок с ОВЗ во врачебной помощи? ОВЗ не болезнь, а индивидуальный вариант психического развития. Но, как утверждают специалисты, в основе развития психики таких детей лежит та или иная несостоятельность структурно-функциональных мозговых систем, приобретенная в результате негрубого повреждения мозга. Поэтому обследование врачом–психоневрологом такого ребенка желательно.

    Сведения о наличии оборудованных учебных кабинетов, в том числе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

    В МКОУ СОШ №5 нет специальных оборудованных кабинетов для детей с ОВЗ

    Подробнее об оборудовании школы для детей с ограниченными возможностями
    Подробнее об оборудовании школы для детей с ограниченными возможностями
    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie